Наконец вашему малышу исполнился год. Начиная с этого возраста и вплоть до трех лет, ребенок стремится проверить свои возможности, познать окружающий мир и стать более самостоятельным. Как? Очень просто: ребенок в этом возрасте начинает ходить, а значит проверяет свои силы, может сам (самостоятельно!) забраться в самые неожиданные уголки дома.

В это возрасте ребенок старается подражать окружающим его людям, наблюдая за поведением детей и взрослых. Наблюдение очень важный аспект развития ребенка, поскольку оно является одним из средств социализации. Сравнивая себя с другими людьми, малыш осознает свою похожесть и свое отличие от них. К концу второго года ребенок начинает узнавать себя в зеркале.

Игра - движущая сила интеллектуального развития ребенка. Хотя игра будет видоизменяться, приобретать новую смысловую нагрузку, она останется для ребенка одним из наиболее ярких эмоциональных переживаний, откроет малышу широкие возможности для исследования внешнего мира и научит существовать в нем.

Годовалому ребенку хочется все потрогать, полизать, покусать. Именно поэтому малыша так привлекают развивающие игрушки, которые можно бросать, шлепать, толкать, хлопать, тянуть, протыкать, нажимать. Большинство предметов домашнего обихода вполне подходят для этого. И тут фантазия ребенка оказывается безграничной: он способен получить интересующую его информацию из самых обычных, с точки зрения взрослого, предметов.

К концу второго года у ребенка появляется игра, в которой появляется определенный замысел, сюжет. Игра перестает быть простой манипуляцией с предметами. Она становится более содержательной: играя, малыш воспроизводит самые интересные и значимые для него события. Если годовалый ребенок просто катает машинку на веревочке, а полуторагодовалый кроха нагружает в машину кубики, то двухлетний малыш расскажет вам, что его грузовик везет кирпичи для постройки гаража. Ребенок продумывает тему игры, которую удерживает в памяти, и может спланировать свои дальнейшие действия. Теперь малыш подражает взрослым - тому, как они разговаривают по телефону, обедают, идут в магазин. Кроме того, ребенок может ввести в игру вместо себя игрушку, например куклу, которая будет говорить по телефону, пить чай, ходить в гости.